Кабуков: Зарубежные тренеры переработав наш опыт ушли вперед

923cae72

Роберт Кабуков

«С резервной командой я проработал всего один сезон. Кто-то скажет, что это мало, но я считаю, что, сравнивая свой опыт работы в Германии с прошлым годом, я могу сообщить специалистам, спортсменам и заинтересованным болельщикам весьма интересную информацию.

Начну с того, что мое сотрудничество с Валерием Польховским началось в первой половине двухтысячных годов, когда он порекомендовал меня шеф тренеру сборной Германии Уве Мюссиггангу как перспективного тренера. Вскоре я получил приглашение стать главным тренером земли Гессен. После этого мы с Польховским регулярно поддерживали связь, обмениваясь профессиональной информацией и мнениями.

Приглашение в 2011году поработать с молодежной сборной меня и Надежды Беловой (двух «иностранцев»), по моему убеждению, было желанием Польховского внести новизну и передовые методы работы как со спортсменами, так и в тренировочном процессе в целом. Российская школа биатлона очень сильна, но консервативна (в отличие от западной, где очень быстро идет обмен информацией и в тренировочный процесс моментально внедряются новые формы) – долгое время она оставалась закрытой от внешнего мира. В любой закрытой системе, как известно, рано или поздно наступает стагнация, что видно из результатов выступлений российских биатлонистов на международной арене в последние 10-15 лет. Сборные Норвегии, Германии,Франции все увереннее обходят Россию, не отстают Италия, Словения, Чехия, Австрия…

Я часто слышу такую фразу – мол, Запад тренируется по нашим методикам 70-80-х годов. Конечно, заграница брала и наши методики на вооружение, но потом шла вперед самостоятельно, творчески перерабатывая их и не останавливаясь на достигнутом. Так в XVII-XVIII веках российская наука заимствовала у Запада, готовя свой собственный прорыв. А что нам остается теперь в спорте? Нам остается ностальгировать по тотальному господству советских спортсменов в далекие уже годы.

Хочу спросить заслуженных тренеров тех лет – вы в начале своей трудовой биографии копировали слепо методики и объемы работы тренеров 30-40-х годов? Думаю, нет. Вы шли своим путем, внедряя и изыскивая все новые и новые методы, завоевывая славу для Советского Союза. Так почему сегодня мы так часто оглядываемся назад или без конца сверяемся с мнением заслуженных , но уже давно не практикующих тренеров? Разве в баскетболе, хоккее или, например, футболе такое приветствуется? Великие советские тренеры – Качалин, Тарасов, Тихонов, Гомельский и многие другие, отходя от практики, не настаивали на непреложности собственных взглядов на тренировочный процесс и подготовку к ответственным стартам. Изменился инвентарь, подготовка трасс, техника хода и время на дистанции. Максимальная скорость начинает играть главенствующую роль в современном биатлоне. Из анализа завоеванных россиянами медалей последних лет видно, что мы можем конкурировать на более-менее длинных дистанциях, но напрочь проигрываем спринт. А спринт как дисциплина в биатлоне сегодня является основной, поскольку определяет позицию еще и в гонке преследования. А есть еще и эстафета – там дистанция даже короче.

Очень важно сегодня в юношах и особенно в юниорах проводить работу на развитие и повышение максимальной скорости спортсмена, а не давить молодой организм тотальным увлечением объема. Дилетанту понятно, что это приводит с одной стороны к ранним результатам, но с другой – к выхолащиванию жизненных и адаптационных резервов спортсмена. Приходя в основную команду, где начинается серьезная работа на результат, молодому атлету уже нечем прибавить, все уже исчерпано. А если что и осталось, то и этого, как правило, недостаточно для конкуренции с сильнейшими зарубежными соперниками – скорости-то нет. Вот и проигрываем и в лыжах, и в биатлоне на финишных отрезках, где от медали нередко отделяют сотые доли секунды. Много ли сегодня марафонских дистанций входят в зачет Кубка и чемпионата мира? А сколько таких дистанций проходит за сезон в России? Сравните. Коментарии излишни.

Я не призываю к тотальной жесткой повторной работе на пороге и за порогом анаэробного обмена, на максимальном лактате и полному отказу от базовой объемной работы. Я лишь хочу обратить внимание прежде всего практикующих тренеров, на эту актуальную проблему.

Итак, обсудив все это с Валерием Николаевичем, я приступил (с 5 июня 2011 года) к своей работе в молодежной мужской сборной России, а 1 декабря 2011 года, проработав 6 месяцев, закончил активную фазу работы. Спортсмены отправились к личным тренерам в регионы – выступать на Кубке России и на международные арены на Кубок мира и IBU, а я с коллегой Юрием Майоровым – на этапы Кубка IBU и чемпионат Европы. Расставались с командой на хорошей ноте – Буртасов отобрался в жесточайшей борьбе с лидерами Команды «А» на этап Кубка мира в Эстерсунд, а 1декабря на Кубке России Якушов выиграл спринт, Жирный и Петров попали в Топ-10. На следующий день весь пьедестал был за молодежкой: Петров – первый, Боярских – второй, Корастылев – третий, Тургенев с 20-го места смог подняться на 11-е.

По итогам сезона-2011/12 из числа спортсменов, проходивших централизованную подготовку в составе молодежной команды, десять человек приняли участие в международных соревнованиях.

Этапы Кубка мира: Буртасов (Эстерсунд, Холменколлен, Ханты-Мансийск).

Этапы кубка IBU: Буртасов, Боярских, Дюжев, Жирный, Кононов, Корастылев, Якушов.

Бронзовыми призерами чемпионата Европы в эстафете стали Жирный и Якушов. Победителями и призерами чемпионата мира по летнему биатлону среди юниоров стали: Дюжев – 1-е и 3-е места, Якушов – 1-е и 3-е места, Крюков – 1-е и 2-е места, Голобоков – 1-е место.

Буртасов в Общем зачете Кубка IBU занял второе место и первое место – в зачете индивидуальных гонок.

Сезоном ранее лучший атлет из будущей молодежки в рейтинге СБР занимал 22-ю строчку (Жирный), а после подготовки в составе молодежки четыре спортсмена молодежной команды в рейтинге СБР за сезон-2011/12 оказались в числе 20-и лучших (Буртасов – 9, Корастылев – 13, Якушов – 15, Жирный – 18).

Замечу – в сезоне-2011/12 молодежная команда являлась номинально третьим составом сборной России после команд «А» и «В», однако это не помешало ей достойно конкурировать.

Весь сезон команда отработала практически без травм. Лишь один эпизод стоит отметить. Андрей Тургенев в августе между сборами получил бытовой перелом кости и, отлежав в больнице почти месяц и потеряв 6 кг мышечной массы, вынужден был почти с нуля начинать заново подготовку к зимнему сезону. Это, конечно, сказалось на его результатах – второе место в суперспринте на первенстве России в Уфе было слабым утешением.

В заключение хочу поблагодарить за оказанное мне доверие главного тренера сборных команд Валерия Польховского, личных тренеров спортсменов, проголосовавших в апреле на тренерском совете в Увате за мою кандидатуру на очередной сезон, и спортсменам моей молодежной команды. Не их вина в том, что у руководства СБР оказались иные взгляды на то, как далее готовить резерв. Саму же статью предлагаю считать моим ответом на обвинения Александра Тихонова в мой адрес, которые появились на личном сайте уважаемого спортсмена 9 октября 2012 года и повергли в шок моих спортсменов, с которыми я поддерживаю связь. «Мы на вашей стороне», – это их слова. Лучшей награды и поддержки мне не надо. Всегда готов к диалогу и открыт прежде всего для конструктивной критики, но не огульных обвинений..

Удачи всем! С уважением Роберт Кабуков».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *